Галерея

23 декабря в «Центре детского и юношеского туризма и экскурсий» прошли 14-е районные Рождественские образовательные чтения «1917 – 2017: уроки столетия».

Уроки истории XX века на примере Новомучеников Луховицкого района.

В начале своего доклада я хотел бы привести несколько цитат известных личностей, высказывавшихся об истории.

«Народ, не знающий или забывший свое

прошлое, не имеет будущего!»

(Платон)

Не знать истории — значит всегда быть ребенком.

(Цицерон)

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. (Василий Ключевский)

Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо. (Уинстон Черчилль)

То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории. (Олдос Хаксли)

Мы видим, что наставления древних философов в корне не совпадают с высказываниями мыслителей IXXXX веков. Платон и Цицерон призывают к знанию Истории и извлечению из нее уроков, а историк Василий Ключевский, живший на рубеже IXXXX веков, известный британский политик Уинстон Черчилль, и британский же философ, и писатель, семь раз номинированный на нобелевскую премию по литературе Олдос Хаксли свидетельствуют что современное им общество ни каких уроков истории не усвоило.

XX век вместил в себя огромное количество событий: две мировые войны, революции, гонения на веру, катастрофы и множество локальных военных конфликтов. За сто лет многое можно успеть, но кажется, что в XX веке человечество особенно «старалось».

Мы имеем свидетельство участников Великой Отечественной Войны, одержавших Великую Победу, но тем не менее многие из них будто едиными устами говорили, что нужно сделать все, чтобы никогда больше не повторялась такая война. То есть, разумные участники всех вышеперечисленных событий вместе с Платоном и Цицероном призывают сделать выводы и не повторять ошибки, но вопреки здравому смыслу человечество раз за разом наступает на одни и те же грабли, как и свидетельствуют мыслители XX века.

Для Русской Православной Церкви самым болезненным в XX веке стали гонения советского периода. Чтобы оценить масштаб гонений позвольте привести некоторые цифры. После самых жестоких гонений в 1937 и 1938 годах в Советской России осталось всего 1.277 храмов. К сравнению, количество церквей, молитвенных домов и часовен в 1914 году, было 77.767. А на сегодняшний день только в Московской Области 1.894 храма и 302 часовни. То есть, за двадцать лет гонений церквей в России стало меньше на 98%. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136.900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно – 21.500.

В числе пострадавших за веру во время гонений советского периода есть и наши с вами земляки Новомученики и Исповедники Луховицкие. На сегодняшний момент известно 20 имен прославленных мучеников Луховицкой земли. Среди них есть и епископ, Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), и монах принявший постриг и подвизавшийся на Афоне, Преподобномученик Иона (Санков), и рядовые священники, и миряне, трудившиеся в храмах нашего края. Всех их объединяет искренняя любовь к Богу, которого они любили больше своей жизни и своей смертью подтвердили это, и твердая вера, от которой они не отказались ни после требований следователей, судей и палачей, ни, что еще тяжелее, после советов и просьб родных и близких, многие из которых не выдерживали и молили оставить священническое служение и отречься от веры, и праведная жизнь, которая воодушевляла верующих, и не смотря на гонения храмы наполнялись людьми. Новомученики и исповедники подлинно, по слову Христа были и сейчас являются светом миру (Мф. 5:14.). Пример их жизни и подвига является для нас уроком, «выучить» который изо всех сил должен стараться каждый из нас.

Священномученик Христофор Надеждин, родившийся в селе Нижний Белоомут и первые свои священнические труды совершавший в церкви Преображения Господня села Нижний Белоомут, в одной из последних своих проповедей, за содержание которой он и был арестован и расстрелян, озвучил такую мысль: «наступившая разруха есть следствие нравственного падения народа». Такие же или подобные им слова звучали из уст многих священников, и советская власть воспринималась как Божье наказание за грехи. Апостол Павел в послании к евреям говорит: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:11). Действительно ужасающие гонения на Веру Христову в XX веке, продолжавшиеся более семидесяти лет, принесли обильные плоды – святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые теперь являются нашими ходатаями пред Престолом Божьим. Но все же славянское слово наказание чаще понималось Церковью именно как урок, а значение кара было второстепенным. И здесь, в этом отрывке апостол Павел говорит «наученным через него» то есть через наказание. И перед нами опять встает выбор – стремиться к «мирному плоду праведности», который доставит нам новое наказание Божье, потому что, будем честны, современный уровень нравственности далек от идеалов, проповеданных нам Господом Иисусом Христом, или воспользоваться уроком, учителями в котором стали столь близкие нам новомученики и исповедники Луховицкие.

Доклад подготовил священник Александр Карташовjaf_ck11mcs novomucheniki-lukhovici ugoofrsobs

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *