Галерея

Советы молодой семье

Начиная говорить о семье и браке, нельзя умолчать о той катастрофической ситуации с разводами, которая сложилась в нашей стране.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за первое полугодие 2017 года на 1000 браков в нашей стране было зарегистрировано 829 разводов. К концу 2017 года ситуация немного сгладилась и в итоговых таблицах на 1000 браков числиться 583 развода. Если говорить о статистике по регионам, то лидером по разводам является Ленинградская область с 829 (восемьсот двадцатью девятью) разводами на 1000 браков за год. Московская область с 594 (пятьсот девяносто четырьмя) разводами на 1000 браков это чуть выше среднего по стране. Наименьшее число разводов наблюдается в Чеченской республике – 149 разводов на 1000 браков и в республике Ингушетия – 194 развода.

Цифры устрашающие. Институт семьи разрушается. Мы сейчас не будем обсуждать причины разрушения института в целом, но попробуем разобрать основные причины развода в отдельно взятом браке и дадим советы по преодолению этих причин.

Разные социологические исследования на первое место ставят разные причины разводов. Но начать я хочу с «утраты чувства любви».

Утрата любви – довольно распространенная причина расставания супругов и корень ее в неверном понимании любви и ее места в браке. Апостол Павел в 13 главе послания к Коринфянам о любви говорит следующее: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…». Мы видим, что апостол, завершая «гимн любви» подчеркивает: любовь не перестает, т.е. любовь не прекращается. Современный же опыт отношений между мужчинами и женщинами говорит об обратном. На лицо противоречие. А причина его в несовпадении терминов. То, что сейчас принято называть любовью следует называть влюбленностью.

Об этом в своей книге «Письма Баламута» пишет замечательный христианский писатель Клайв Стейплз Льюис. Произведение представляет из себя письма-наставления опытного беса, своему племяннику бесенку. В восемнадцатом письме посвященном браку, Льюис вкладывает в уста беса интересные слова: «Единобрачие же за последние века мы (бесы) старались увести от пути к спасению. Делали мы это с помощью поэтов и писателей, уверяя людей, что то особое и обычно кратковременное переживание, которое они называют «влюбленностью», — единственно достойное основание брака, что брак может и должен сделать это переживание постоянным и, наконец, что брак, не оправдывающий таких ожиданий, теряет свой смысл».

О временном характере влюбленности говорят и ученые. Согласно их исследованиям влюбленность, как биохимический процесс, происходящий в человеческом организме, длиться три года.

Влюбленность – это чувства и эмоции, обоснованные в том числе и человеческой физиологией. Любовь же – это добродетель, которой нужно учиться. А у святых отцов мы находим, что любовь не просто добродетель, а «совокупность добродетелей», т.е. любовь появляется в том браке, где муж и жена взаимно преуспели по отношению друг к другу во многих добродетелях.

Влюбленность может стать причиной вступления в брак, а любовь является целью, к которой брак должен быть устремлен.

Понимание разницы между влюбленностью и любовью, и осознанный труд над отношениями поможет молодой семье преодолеть кризис охлаждения чувств.

Следующая причина развода, которую я хотел бы рассмотреть – это несходство характеров и отсутствие взаимопонимания. Национальные, религиозные противоречия, различия в воспитании и менталитете, разные представления о воспитании детей и о распределении обязанностей в семье, даже разные политические взгляды – все это и многое другое, может вызывать разногласия, которые, накапливаясь из года в год, могут привести к разрушению семьи.

Разумно было бы приступать к решению этой проблемы заранее. Еще до вступления в брак следует в общении интересоваться мнением друг друга по тем или иным вопросам. Серьезные противоречия во взглядах на жизнь могут стать непреодолимыми препятствиями в жизни совместной.

У христиан в этом случае есть серьезная фора перед не религиозными людьми. Два верующих человека уже имеют единомыслие, основанное на Священном Писании и Предании Церкви. Иногда им для преодоления разногласий достаточно открыть Евангелие и посмотреть, что об этом спорном для них вопросе говорит Христос.

Но и верующие и не верующие пары одинаково должны быть готовы идти путем компромиссов и помнить, что Ваша субъективная правда не всегда будет правдой и для Вашей второй половины.

Далее я хотел бы кратко оговорить ситуации, которые молодой семье следует избегать.

  1. Родители со стороны жениха или невесты вмешиваются в брак. В подобных случаях муж и жена должны единым фронтом выступить против таких вмешательств. Библия о муже и жене говорит следующее: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2;24). Церковное право рассматривая степени родства, говорит о том, что между родителями и их ребенком одна степень родства, а между мужем и женой нет никакой степени родства, и это не по тому, что они чужие друг другу, а напротив потому, что они безмерно близки и являются одним целым. И значит первое место (после Бога) в жизни мужчины должна занимать жена, а в жизни жены муж, а вовсе не родители и дети.
    Как следствие этого пункта молодая семья должна жить одна, т.к. совместное проживание с родителями одного из супругов сделает невмешательство с их стороны практически невозможным.
  2. Вынужденная разлука супругов. Кране не желательно мужу и жене расставаться на долгое время. При всей искренней влюбленности друг в друга и твердом намерении хранить верность, длительная разлука станет серьезным соблазном для обоих супругов.
  3. Взаимные претензии. Недовольство поступками и привычками друг друга рано или поздно приведет к ссорам. Идеальным выходом в этом случае было бы – не копить претензий, но это трудно достижимо. Поэтому, нужно учиться разговаривать и мягко, с любовью обсуждать то, что вызывает недовольства. Важно проявлять снисхождение к ближним и помнить слова апостола Павла: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2)

Теперь же остановимся на том, что действительно разрушает брак и даже с точки зрения Церкви является обоснованной причиной для развода.

Самым страшным преступлением против брака является прелюбодеяние. Прелюбодеянием Церковь называет измену, и страшна она тем, что на духовном уровне разрушает то мистическое единство, возникающее между мужем и женой в браке. Об измене как о позволительной причине развода говорит Сам Господь в Евангелии.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» приводиться целый ряд причин позволяющих подать на развод пострадавшей стороне, я остановлюсь на двух из них. Это насилие со стороны одного из супругов по отношению к другому или к детям, и разного рода зависимости, которые отравляют жизнь не только самому зависимому, но и его близким.

Подводя итог хочется дать общий совет молодым семьям. Помните, что ваш брак, ваши отношения – это поле вашего ежедневного труда. Труда не простого, совместно совершаемого в общении и обсуждении всего, что случается с вами и вокруг вас, и личного который каждый должен совершать в своем сердце.

священник Александр Карташов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *